Версия для слабовидящих
Общая информация
Методика самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога

Методика самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога

 

Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 1, Январь 2016

Работаем с воспитателями

Методика самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога (трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования»)

Нечаев М.П., д-р пед. наук, зав. кафедрой воспитательных систем АСОУ, почетный работник общего образования РФ, академик МАНПО

До официально установленного срока начала применения руководителями профессионального стандарта педагога остался один год. Поэтому уже сейчас важно понимать, насколько педагоги дошкольной образовательной организации соответствуют его требованиям. Данная методика самооценки позволит ответить на этот вопрос и определить направления дальнейшей методической работы в ДОО.

Методика самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагогаПрофессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 г.

Профессиональный стандарт педагога (далее — Профстандарт педагога) — это многофункциональный нормативный документ, который определяет квалификационный уровень педагогического работника, позволяющий ему выполнять профессиональные обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к профессии воспитателя, учителя.

Основной целью профессиональной деятельности является оказание образовательными организациями образовательных услуг по основным общеобразовательным программам.

Обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ» включает в себя трудовую функцию В/01.5 «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования», в содержании которой отражаются необходимые компетенции, которыми должен обладать воспитатель дошкольной образовательной организации.

Так как введение Профстандарта педагога опережает изменения системы профессиональной подготовки воспитателя1 и процедуры аттестации педагогических кадров, предстоит большая работа по оказанию помощи воспитателям по осмыслению и доведению их квалификации до уровня требований Профстандарта.

В этой связи рассмотрим методику самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога на примере трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».

Цель самооценки: определить уровень соответствия владения трудовыми функциями требованиям Профстандарта педагога и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на этот уровень.

Количественный анализ уровней квалификации можно представить в виде таблицы. Оценка по выделенным в таблице показателям осуществляется по трехбалльной системе. Уровень владения трудовой функцией рассчитывается по предлагаемой формуле в методике самооценки (приложение 1).

Полученные данные таблицы можно представить в виде графиков, где по оси абсцисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси ординат — полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направлений дальнейшей методической работы в дошкольной образовательной организации по развитию уровня профессиональной компетентности педагогов.

Деятельность ДОО по приведению уровня владения педагогическими работниками трудовой функцией «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» к уровню требований Профстандарта педагога можно представить в виде алгоритма (приложение 2).

Приложение 1

Методика самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога

Уровень владения трудовой функцией «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» (В/01.5)

Показатель

Оценка

Трудовые действия

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

 

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

 

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

 

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

 

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

 

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

 

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

 

Формирование психологической готовности к школьному обучению

 

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в т. ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в т. ч. ограниченными) возможностями здоровья

 

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в т. ч. обеспечение игрового времени и пространства

 

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

 

Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

 

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

 

Необходимые умения

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в т. ч. обеспечения игрового времени и пространства

 

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

 

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

 

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

 

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

 

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

 

Необходимые знания

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

 

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

 

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

 

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

 

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

 

Современные тенденции развития дошкольного образования

 

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

 

Суммарный балл (∑ факт):

 

Оценка по выделенным показателям осуществляется по трехбалльной системе:

  • «2» — педагогический работник соответствует данному требованию Профстандарта педагога на высоком уровне;
  • «1» — педагогический работник соответствует данному требованию Профстандарта педагога частично (есть резервы или недостатки при выполнении требования);
  • «0» — педагогический работник не соответствует данному требованию Профстандарта педагога (требование практически не выполняется).

Уровень владения трудовой функцией «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» рассчитывается по следующей формуле:

Методика самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога

где в числителе дроби — суммарное количество баллов по всем показателям (столбец 2 таблицы); в знаменателе — количество показателей (столбца 1 таблицы), умноженное на два
(∑ max = 26×2 = 52).

Обработка результатов:

  • 100–85% — оптимальный уровень;
  • 84–60% — допустимый уровень;
  • 59–50% — критический уровень;
  • < 50% — недопустимый уровень.

Приложение 2

Алгоритм деятельности ДОО по приведению уровня владения педагогами трудовыми функциями к уровню требований Профстандарта

1. Самоанализ уровня подготовки воспитателя к выполнению трудовых функций 
Воспитатели самостоятельно анализируют, каким требованиям Профстандарта педагога они отвечают, а где у них имеются затруднения. Определяют, как их решить: пойти на курсы дополнительного профессионального образования, воспользоваться возможностями внутрикорпоративного повышения квалификации, посетить открытые показы непрерывной образовательной деятельности с детьми и другие воспитательные мероприятия опытных коллег или заняться самообразованием.

2. Анализ затруднений воспитателей на заседаниях методического объединения, определение возможности их преодоления на уровне дошкольной образовательной организации (мастер-классы, стажировки, взаимопосещение НОД и других мероприятий с детьми и их родителями, диссеминация передового педагогического опыта и т. д.).

3. Анализ уровня подготовки воспитателей старшим воспитателем (методистом) 
На основе мероприятий в рамках внутренней системы оценки качества образования (образовательной деятельности) или результатов внутрисадовского контроля (анализа непрерывной образовательной деятельности и других мероприятий с детьми, данных диагностики уровня достижения целевых ориентиров воспитанниками) анализируется соответствие воспитателя требованиям Профстандарта педагога и предлагаются варианты решения проблем с точки зрения администрации ДОО.

4. Совместное обсуждение результатов анализа и предложений всех трех сторон на педагогическом совете «Ресурсы развития выполнения трудовых функций на основе Профстандарта педагога» и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого воспитателя — составление индивидуальной профессионально-личностнойобразовательно-методической траектории (что, когда, где, за какие средства).

5. Реализация намеченных мероприятий в максимально короткие сроки


1 О практико-ориентированном подходе к подготовке воспитателей ДОО см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 11. >>вернуться в текст

 

© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru
Дата копирования: 15.07.2016

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: